опера Кармен

опера Кармен

Место:
Большой театр (Историческая сцена)
Адрес:
Москва, Театральная площадь, д. 1 (м. Театральная, м. Охотный ряд)

Опера в четырех действиях


Либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви по одноименной новелле Проспера Мериме 


Композитор:

Жорж Бизе


Режиссер-постановщик:

Алексей Бородин


 

 Об опере Кармен.

 

 Продолжительность: 3 часа 10 минут (с антрактом).

 

 Исполняется на французском языке с русскими супратитрами. 

 

 На протяжении своей сценической жизни (чуть меньше полутора веков: в этом году исполнилось 140 лет со дня премьеры) «Кармен» успела побывать натуралистической драмой, красочным полотном на этнографические темы, пышной «большой оперой» и почти мистериальной трагедией страстей. А сама героиня становилась то символом борьбы за свободу, то воплощением вечной женственности, с легкостью преображаясь из дикарки в аристократку, из роковой женщины в хулиганку. Для оперной певицы эта яркая партия все равно, что роль Гамлета для актера драмы: любая мечтает спеть Кармен. Недаром практически сразу, не в силах смириться с тем, что такой подарок достался голосам меццо-сопрано, сопрано тоже стали заявлять свои права на эту партию. 

 

 Заказ на новую оперу Жорж Бизе получил от директоров театра Комическая опера (Opéra Comique) Камиля дю Локля и Адольфа де Левена в 1872 г., практически сразу после того, как в этом самом театре провалилась его «Джамиле». Бизе отверг несколько сюжетов, предложенных дирекцией, и вместе с либреттистами Анри Мельяком и Людовиком Галеви выбрал новеллу Мериме. Чем, кстати, привел в ужас де Левена: «Смерть на сцене Opéra Comique — это немыслимо!». 

 

 Возникла даже идея превратить финал в хеппи-энд — выдать Кармен замуж за Эскамильо. Но Бизе был активно против. Позже Галеви вспоминал: «Я настаивал и объяснял, что это будет совсем другого рода Кармен, и что мы ввели в пьесу персонажей, вполне соответствующих традициям комической оперы, молодую девушку вполне целомудренную <...> правда, имеются цыгане, но это комические цыгане, и смерть, неизбежная для развязки, произойдет в конце очень живого и блестящего акта с кортежами, с балетом и весело наигрывающими трубами». 

 

 Авторов ждала еще одна трудность — певицы отказывались от роли Кармен: кто-то не хотел умирать на сцене, а кто-то считал образ героини непристойным. Наконец, партию предложили Селестине Галли-Марье, которая и суждено было стать самой первой Кармен.

 

 Летом 1874 г. опера была завершена. Начались репетиции — оркестранты жаловались на сложность партитуры, мужской хор отказывался драться, женский — курить сигары, а дю Локль постоянно требовал переделок. 

 

 Премьера состоялась 3 марта 1875 г. По словам Галеви, «После закрытия занавеса в зале оставалось только двое-трое верных друзей Бизе». 

 

 А критики, кажется, вступили в соревнование на лучший негативный отзыв: 

 

 «Мадам Галли-Марье перебрала с изображением омерзительного поведения этого чудовища, от ее жестов несет пороком, ее сипловатый голос временами столь пошл и безобразен, что пропадает желание видеть артистку и слышать певицу. Если это называется драматической правдой, мы сочувствуем исполнительнице, попавшей в эту ловушку».

 

  «Эта опера должна была бы называться „Любовь с кастаньетами“, настолько навязчив и невыносим их звук, то и дело возникающий в самый неподходящий момент. С тех пор, как я услышал музыку „Кармен“, мои уши, нос и челюсти превратились в кастаньеты и производят это столь дорогое испанскому сердцу клацанье».

 

 «Скромные матери, почтенные отцы семейства! С верой в традицию вы привели ваших дочерей и жен, чтобы доставить им приличное, достойное вечернее развлечение. Что испытали вы при виде этой проститутки, которая из объятия погонщика мулов переходит к драгуну, от драгуна к тореадору, пока кинжал покинутого любовника не прекращает её позорной жизни».

 

 Тем не менее, в течение года опера выдержала сорок восемь представлений. И композитор не дожил совсем немного до начала ее феерического успеха на мировых оперных подмостках. Первой «покорилась» Вена, где премьера прошла в октябре того же года. Затем последовали Брюссель, Будапешт, Лондон, Санкт-Петербург, Нью-Йорк, Стокгольм — и везде «Кармен» встречали овациями.

 

 Большой театр немного помешкал: первая постановка была осуществлена только в 1898 г., зато потом надолго с ней уже не расставался. Всего «Кармен» ставилась в Большом восемь раз, в том числе в 1943 г. в Куйбышеве (ныне Самара), где театр был в эвакуации, и в 1945 г. в Москве — всего через месяц после Победы. Настоящим долгожителем стал спектакль Ростислава Захарова, продержавшийся в репертуаре двадцать шесть лет (1953-79 гг.) — за это время он прошел 430 раз. 

 

 Заглавную партию в Большом в разные годы пели уникальные, великие артистки — Вера Петрова-Званцева, Конкордия Антарова, Надежда Обухова, Бронислава Златогорова, Мария Максакова, Вера Давыдова, Вероника Борисенко, Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская...

 

 Над девятой постановкой «Кармен» работали известный театральный режиссер, главный режиссер Российского академического молодежного театра, что расположился рядом с Большим на Театральной площади, Алексей Бородин и его постоянный соавтор сценограф Станислав Бенедиктов. Костюмы рождены фантазией Валентины Комоловой. Световую партитуру создал Дамир Исмагилов. А танцы поставили испанские танцовщики и хореографы, прославленные исполнители фламенко Росарио и Рикардо Кастро.

 

 Дирижером-постановщиком оперы выступил музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театр Туган Сохиев.

 

 Попасть на оперу Кармен всегда было не так-то просто, купить билеты сложно, но Вы можете позаботиться об этом заранее, сделав заказ билетов на оперу на нашем сайте или по телефону 8 (495) 504-18-68. Билеты в наличии! 

Читать полностью

 			      

					
ДАТА СОБЫТИЯ
Сектор Ряд/ложа Места Стоимость услуг СХЕМА ЗАЛА
Отзывы
Напишите отзыв
Видео
Нет мест Спасибо